Непослушный ребёнок: кто виноват и что делать? - Советы детского психолога
Бесплатное
посещение

Непослушный ребёнок: кто виноват и что делать?

Непослушание ребенка — это вина родителей, индивидуальные особенности характера или неврология?

Мы говорим не про разовые акции бунта малыша из-за того, что родители ему что-то не позволили или ни купили. Речь идет о постоянных истериках со стороны ребенка по любому поводу. С такими детьми невозможно договориться, они абсолютно неуправляемые. В различных учебных заведениях у них со всеми возникают конфликты. Есть ли возможность исправить такого ребенка и что советует в таком случае психолог?

Непослушный ребенок: что делать?


к содержанию ^

Сущность вопроса?

Прежде всего родители должны понять, что истерики и капризы со стороны ребенка — это не мило. Если в возрасте двух лет надувание губ и требовательный тон можно воспринять как обаяние, то в пять лет такое поведение войдет в привычку и будет раздражать все окружающих. Если в раннем возрасте ребенок будет добиваться исполнения всех своих незначительных желаний надутыми губками, то с возрастом требования станут значительнее, а способы манипуляции серьезнее.


к содержанию ^

Почему данной проблеме уделяют столько внимания в психологии и педагогике?

1
Во-первых, детское непослушание разрушает личность самого ребенка. Его границы дозволенного стираются, в обществе такой ребенок делает только то, что сам считает нужным, независимо от того, разрешено это или нет. За указанным следует асоциальное и деструктивное поведение. Во взрослой жизни такого ребенка ждет одиночество, ведь он не сможет строить никакие социальные отношения, так как не способен идти на компромисс.
2
Во-вторых, проблемный ребенок провоцирует родителей, из-за чего случаются конфликты внутри семьи и нервные заболевания у родителей. Выросший из милого шалуна неуправляемый ребенок будет причиной скандалов и перекладывания вины родителей друг на друга. В семьях с неуправляемым ребенком часто случаются разводы.
3
В-третьих, непослушание создает социальные конфликты: ребенок ругается со сверстниками, преподавателями, родителями — людьми, которые становятся жертвами его деструктивного поведения. Такой ребенок систематически нарушает общественные нормы и правила пребывания в учебном заведении. В подростковом возрасте он, чтобы обратить на себя внимание, провоцирует сверстников на конфликты и драки.

Плохая компания: Почему дети в нее попадают? Как вытащить из нее ребенка?

Если углубляться в проблему, то непослушный ребенок — более крупная и серьезная проблема, чем кажется на первый взгляд. По статистике, неформалы, суицидники, преступники часто вырастают из капризных детей. Их асоциальное и девиантное поведение, отрицание и порицание общепринятых норм и законов имеет корни из детства и является способом обратить на себя внимание социума и добиться требуемого.

Именно поэтому так важно своевременно увидеть проблему и как можно скорее ее устранить.

к содержанию ^

Причины непослушания ребенка

Наиболее частыми причинами являются воспитательные ошибки со стороны родителей. Вторые по распространенности — физиологические особенности, когда всему виной становятся неврологические и психологические проблемы. И, наконец, оно может быть обусловлено возрастными кризисами и становлением личности.

Ошибки в воспитании

Какие причины? Примеры

Ошибка 1. Недостаток воспитания

Родители по каким-то причинам не хотят или не могут заставить ребенка контролировать свое поведение. Зачастую родители считают капризы ребенка всего лишь кризисом возраста, особенностью характера или наследственностью. Такой тип родителей постоянно находит оправдание поведению ребенка и снимает с себя ответственность за нежеланием тратить время и силы на перевоспитание. Популярными отговорками у них являются: «он же еще ребенок, вырастет — поймет», «в таком возрасте все дети такие».

Ошибка 2. Запрет на взросление

Родители считают уже повзрослевшего ребенка слишком маленьким: сюсюкаются, выполняют все его капризы, не дают нести ответственность за его поступки, а пытаются самостоятельно решить все его проблемы. Такой тип родителей не понимает, что ребенок не продолжение их самих, а отдельная личность и что уже с возраста двух лет ребенка нужно воспитывать и относиться к нему как к личности, имеющей собственные потребности и мнение. Если такого не происходит, и в пять и в десять лет он будет считать себя несамостоятельным, маленьким ребенком, станет требовать большего количества внимания, удовлетворения своих капризов, полагая, что в этом мире все для него и окружающие ему чем-либо обязаны.

Ошибка 3. «Во всем виновато общество»

Некоторые родители объясняют поведение своего ребенка негативным влиянием общества на него: в детском саду виноваты воспитатели, в школе — учителя; если ребенок проводит много времени с родственниками — виноваты они; в учебных заведениях плохо влияют одноклассники, одногруппники; во дворе — соседские дети. Такие родители обвинят в девиантном поведении своего ребенка кого и что (телевизор, интернет, компьютерные игры) угодно. В таком есть доля правды, но главная вина лежит на родителях. Они должны фильтровать окружение ребенка, следить, чтобы он не связался с плохими компаниями, не вступил в негативные интернет-сообщества и тому подобное.

Ошибка 4. Он — уникальный

Капризные дети чаще всего находятся в типичной обстановке:

  1. Ребенок единственный в семье.
  2. С ребенком возиться большая толпа родственников.
  3. Ребенок талантливый, одаренный.
  4. Ребенок долгожданный или рожденный в позднем возрасте.

В результате этих ситуаций он становится центром вселенной, его родители чересчур преувеличивают его способности и спекулируют на отличии от остальных, благодаря такому отношению он требует к себе особого отношения со стороны окружающих людей.

Ошибка 5. Отсутствует наказание

Некоторые родители полагают, что ребенка совсем нельзя наказывать ни за какие проступки, и выращивают своего ребенка в обстановке свободы действий и безнаказанности, позволяя ему все. При таком методе воспитания у детей к пяти годам находят серьезные психологические расстройства, так как малыши не усваивают ни основные правила существования в обществе, ни запреты на определенные модели поведения, ни сущность и наличие в мире слова «нельзя».

Ошибка 6. Неправильное общение в семье

Если в семье допускается грубое общение друг с другом, унижение определенного члена семьи, употребление бранных слов и ненормативной лексики — ребенок копирует модель поведения и ведет себя точно также. Основным примером для него являются собственная семья родители.

Ошибка 7. Комплекс родительской неполноценности (или вины)

Избалованность и непослушание зачастую становятся результатом того, что родитель чувствует свою вину перед ребенком и пытается ее компенсировать вседозволенностью и мягкохарактерностью. Например, мать-одиночка чувствует, что именно она виновата в отсутствии полной семьи, и компенсирует свою вину перед ребенком тем, что обеспечивает его всем, что он желает.

Ошибка 8. Печальный опыт

Случается, что в семье происходит трагедия, и один из детей умирает. Чаще всего после такого второй ребенок окружен гиперопекой. Его близкие ограждают его от всех стрессовых ситуаций. В результате такой изоляции человек не имеет жизненного опыта решения проблем.

Ошибка 9. Неправильная мотивация

Одной из наиболее распространенных проблем является неумение родителей находить верную мотивацию для ребенка. Требовать от него убрать в комнате, так как вы хотите порядка, бесполезно. Мотивация должна быть в его интересах: например, он должен это сделать, чтобы освободить пространство для новой игры или потому что можно пригласить друзей в гости.

к содержанию ^

Особенности развития личности

Непослушный ребенок, как родители убивают гениев » Notagram.ru

Дети становятся капризными в случае, если:

  1. Отсутствует чувство уважения к родителям.
  2. Ревность к другим членам семьи (братьям/сестрам, отчиму/мачехе).
  3. Испытывают недостаток внимания и любви родителей (капризами и истериками они пытаются обратить на себя внимание).
  4. Мстят за обиды прошлого.
  5. Имеют низкую или завышенную самооценку.
  6. Хотят быть ни на кого не похожими, выделяться из толпы.

В таких случаях самостоятельно исправить ребенка будет сложно. Проблема психологическая, и решать ее нужно при помощи профильного специалиста.

к содержанию ^

Физиологические причины

  1. Наследственные психические расстройства.
  2. Патология нервной системы.
  3. Постоянные стрессы.
  4. Гиперактивность.

В случае если родитель неспособен контролировать поведение ребенка, для начала следует выявить причины. Самостоятельно у родителей это редко получается, поэтому необходима сторонняя помощь.

Пример из практики. К детскому психологу мама привела восьмилетнего школьника, поведение которого было абсолютно неуправляемым. В этом она винила своих родителей, с которыми сын проводил большое количество времени. В ходе беседы со всеми участниками воспитательного процесса выяснилось, что как раз с бабушкой мальчик вел себя совершенно адекватно. Она никогда не повышала на него голос, а старалась понять и помочь внуку.

Увидев общение внука с бабушкой, психолог заметил, какой спокойный и адекватный ребенок, но при появлении мамы в кабинете ситуация менялась: он начинал бегать по кабинету, кричать и не реагировать на замечания мамы. Причина такого крылась в том, что сразу после школы мама отводила ребенка к родителям и забирала его только поздно вечером. Ребенку не хватало маминого внимания, и истериками он пытался ее привлечь к себе.


к содержанию ^

Сопутствующие симптомы

Признаки, по которым можно понять, что каприз ребенка не единичный, а более серьезный и глубокий случай асоциальности. Обычно симптомами являются:

  1. Необоснованное состояние тревожности.
  2. Переменное настроение, когда громкий, задорный смех резко перерастает в плач.
  3. Заикание.
  4. Проблемный сон: ребенок долго не может заснуть, просыпается во время сна и тяжело встает с утра.
  5. Замкнутость, отсутствие у него друзей.
  6. Привычка постоянно что-то грызть и совать в рот.

Если совместно с постоянными истериками и капризами присутствуют вышеизложенные признаки, пора обратиться к специалисту.

к содержанию ^

Что делать с непослушным ребенком?

Помощь специалиста

В запущенных ситуациях ребенка необходимо сводить к психологу. После нескольких бесед психолог может дать направление на обследование у психотерапевта для подтверждения или исключения физиологических причин поведения

Очень часто родители ошибочно полагают, что сторонняя помощь им не требуется и они могут сами исправить и перевоспитать своего ребенка. Но такое получается очень редко, в большинстве случаев ситуация только усугубляется. Поэтому специалисты рекомендуют не медлить и записываться как можно быстрее на прием к детскому или семейному психологу.

к содержанию ^

Препараты

Часто желание успокоить разбушевавшегося становится причиной, по которой родители самостоятельно, без консультации с врачом дают ребенку медикаменты. Давать успокоительные без консультации с врачом нельзя, так как:

  1. Эффект будет временным и не решит проблему.
  2. Все медикаменты должны назначаться врачами.
  3. Успокоительные могут только усугубить ситуацию, так как многие из них имеют побочные эффекты и отрицательно влияют на нервную систему.

Медикаментозное вмешательство может назначаться только психотерапевтом.

к содержанию ^

Правила воспитания

Проблема детского непослушания решаема, но родителям придется потратить много своих сил и времени на воспитание сложного ребенка.

Станьте ему другом

Первое, что необходимо сделать для налаживания отношений, — начать контактировать с ребенком. Нужно каждый день беседовать с ним о том, как прошли у него дела и что было нового. Разговаривать нужно спокойным тоном. Ребенка следует учить осознавать и анализировать свои поступки. Необходимо спрашивать о том, что стало причиной, на его взгляд, того, что учитель поставил неудовлетворительную оценку, чем это теперь обернется и можно ли было этого избежать?

Для такого есть специальная психологическая техника, которую необходимо проводить после каждого проступка со стороны ребенка:

  1. «Активное слушание» — позвольте ему высказать свое видение той или иной ситуации, без наводящих вопросов. Таким методом вы покажете ребенку, что вам интересно его мнение и вы можете услышать что-то новое.
  2. «Я-высказывание» — с помощью одной фразы сформулируйте собственное отношение к произошедшему: «Меня огорчает, что ты получил неудовлетворительную оценку в школе », «Мне досадно от того, что ты не убрал в своей комнате» и т. п.
  3. Пауза. Мимикой покажите, что вы огорчены и не знаете, что делать.
  4. Решение проблемы — задайте вопрос: «Что мы будем делать?». Ребенок должен самостоятельно извлечь вывод из сложившийся ситуации и найти решение проблемы.

Доверяйте своему ребенку, спрашивайте у него совета, прислушивайтесь и учитывайте его мнение. Он должен почувствовать, что вы с ним имеете равные права и он для вас важен.

к содержанию ^

Научитесь бороться с истериками

В случае когда капризы проявляются в форме истерик, необходимо выработать стратегию, как к этому относиться, чтобы в будущем их вовсе прекратить. Психологи советуют следовать такому сценарию:

  1. Когда ребенку два-три года отвлекайте его внимание на что-либо эмоционально неожиданное. Например, «Смотри, смотри, кто в небе полетел! Видишь?». Всматриваясь в даль, ребенок позабудет причину своей истерики, а родитель сумеет отвести его подальше.
  2. В возрасте четырех лет данная стратегия не сработает. Выходом будет игнорирование того, что он требует.
  3. После нескольких часов после истерики необходимо спокойно поговорить о том, что это плохо и так нельзя поступать. Пригрозить, что в случае повторения инцидента он будет наказан.
  4. Если ситуация повторилась — наказать, четко объяснив за что.

В случае если такой метод не сработал, нужно показать ребенка психологу, так как суть проблемы может заключаться не в воспитании.
к содержанию ^

Создайте перечень правил

Во многих семьях перечень правил изучается ребенком уже с двух лет. В случае упущения момента, когда ребенок уже стал непослушным, правила прописываются и озвучиваются заново. Рекомендуется делать это в интересной игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка. Правил должно быть немного, и они не должны ущемлять интересы ребенка.

Наказание

Наказание является самым спорным методом педагогики и наиболее болезненным для родителей. Ни в коем случае нельзя применять физическую силу к ребенку, а также не отпускать на прогулки (для любого человека свежий воздух и контакт со сверстниками является необходимостью), также запрещается лишать ребенка приемов пищи и отменять совместные мероприятия (посещение кинотеатра, парка аттракционов). Что разрешается применять:

  • Забрать телефон / планшет / компьютер, отключить интернет.
  • Поставить в угол (не больше чем на 15 минут).
  • Оставить без сладкого.
  • Не рассказать на ночь сказку.

Ни в коем случае нельзя заставлять капризного ребенка выполнять какие-либо действия, которые ему не нравятся. Это приведет к тому, что он возненавидит это еще больше. Если же вы его так наказываете, у него на всю жизнь может остаться эта поведенческая травма, он будет ненавидеть делать уроки, пылесосить, мыть посуду и т. д.

При наказании нужно обязательно проговаривать, в чем именно он виноват, что именно он сделал не так. Важно донести до его сведения, что суть наказания не в наказании, а в понимании им того, что он ведет себя неправильно. Важно объяснить, как вести себя корректно, чтобы он больше не повторял совершенных ошибок, а не просто наказать.

к содержанию ^

Обеспечьте физический контакт

Ощущение прикосновений играет важную воспитательную роль. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове или плечу, держите за руку. Он будет чувствовать вашу любовь и заботу физически. Очень часто истерику можно прекратить простым психологическим приемом. Как только вы видите, что ваше чадо начинает истерить, опуститесь на корточки, посмотрите в глаза и спокойно объясните, отвлеките его. В 80 % такой метод предотвращает истерику. Особенно если она связана с недостатком внимания.

Такие простые советы помогут родителям не только перевоспитать капризного ребенка, но и поменять ситуацию внутри семьи в лучшую сторону.

к содержанию ^

Профилактика

Для того чтобы ваш ребенок вырос послушным и уравновешенным, необходимо начать воспитание с одного года. Важными правилами являются:

  1. Умение ребенка контролировать свои эмоции и поведение. Он должен уметь отличать свои положительные поступки от негативных, а также осознавать значение слов «нельзя» и «нет».
  2. Восприятие своего ребенка как отдельной личности. Следует давать ему возможность ошибаться, чтобы он учился на своих просчетах и приобретал жизненный опыт. Давать ему свободу выбора и действий для того, чтобы он смог самостоятельно нести ответственность за содеянное.
  3. Фильтровать окружение и ограничивать социальные связи с людьми, которые воздействуют негативно на его поведение. Следить за тем, какие страницы он посещает в интернете.
  4. Не делать его центром вселенной. Важно объяснить, что не только его интересы и желания важны. Донести, что и интересы окружающих необходимо учитывать наравне со своими.
  5. Воспитывать по системе поощрения и наказания (не физического). Когда ребенок делает что-либо хорошее — поощрять его, когда плохое — наказывать и объяснять, за что именно он наказан и как правильно поступать в сложившейся ситуации.
  6. Не подавать ребенку дурной пример, ведь больше всего он копирует поведение своих родителей.
  7. Правила семьи и запреты нужно доносить до ребенка доступным методом. Правила не должны быть слишком требовательными и жесткими.
  8. Разговаривать с ним каждый день, узнавать о его переживаниях и проблемах, спрашивать, как у него дела и что нового в школе. Зачастую бывает так, что родители не слышат своих детей, когда им это необходимо.
  9. Уделять достаточное количество времени своему ребенку, проявлять к нему внимание и любовь. Но важно сохранить его собственное личное пространство.

Неблагополучные дети вырастают в таких же неблагополучных семьях, где родители не занимаются воспитанием своих детей. Чем раньше родители возьмутся за искоренение непослушания в поведении ребенка, тем легче им будет исправить дефекты поведения и воспитать из капризного ребенка достойного, спокойного члена общества.
к содержанию ^

Ответы психолога

Как уложить спать непослушного ребенка?
  1. Важно создать определенные ритуалы для сна: в одно и то же время выполнять вместе с ребенком одни и те же действия в таком же порядке. Укладывайте игрушки спать, умывайтесь, делайте гимнастику перед сном.
  2. Поговорите о чем-то умиротворяющем, расскажите интересную историю, помечтайте о будущем.
  3. Прочитайте сказку.
  4. Включите спокойную, расслабляющую музыку, морской шум, шелест листьев, пение птиц.
  5. Расскажите ребенку о том, как вы его любите, погладьте по голове.
  6. Пообещайте, что в случае, если проблем с засыпанием не будет всю неделю, на выходных вы куда-либо сходите.
Как заставить его кушать?
  1. Спрашивайте о том, что он желает съесть на завтрак / обед / ужин.
  2. Приготовьте еду совместно с ним, так чтобы его это заинтересовало.
  3. На стол поставьте красивый интересный декор, ешьте из яркой посуды.
  4. Есть всегда нужно в одно и то же время.
  5. За столом ребенок не должен находиться в одиночестве. Принимайте пищу совместно с ним. Лучше всего за столом, всей семьей.
  6. Не заставляйте его насильно есть. Во время еды заведите интересную беседу, тем самым вы отвлечете его от еды.
  7. Не подавайте на стол еду, которую ваш ребенок не любит, даже если это очень полезно. Пользы от нежеланной еды не будет.
Как подготовиться к школе или детскому саду, если ребенок нервный и непослушный?
  1. Запишитесь к психологу на консультацию, возможно проблема поведения заключается в каких-либо физиологических факторах.
  2. Уделяйте ему как можно больше своего времени.
  3. Побеседуйте с воспитателями или учителями, расскажите о проблемах поведения ребенка. Возможно, совместно вы придумаете что-либо для решения проблемы и сможете заинтересовать отпрыска.

Даже самое сложное и неуправляемое поведение можно скорректировать. При правильном подходе к ребенку со стороны родителей и с профессиональной помощью эксперта проблемы устраняются. Важно знать, что поддается коррекции поведение лишь до полового созревания. Если меры не были приняты, то в подростковом возрасте могут появиться серьезные проблемы и личностные расстройства.

Любовь Дворянова
Любовь Дворянова
Любовь Вячеславовна Дворянова. В 1998 г. закончила факультет психологии ПГПУ. Психолог, детский, семейный психолог. Имеет богатый опыт работы с трудностями в детско-родительских отношениях, специалист по работе с семейными проблемами. Ведет консультативный прием семей с самым широким спектром трудностей, тематические встречи для родителей в рамках "Родительского клуба" в нашем центре, работает с детьми. Мама троих дочек, 18,16 и 6 лет.
Задать вопрос