Принято считать, что дети очень открытые и легко идут на контакт. Но родители некоторых малышей не согласятся с этим утверждением. Что делать, если ребенок дошкольного возраста замкнут и не желает общаться с другими детьми? Как помочь маленькому человечку социализироваться?
Замкнутые дети дошкольного возраста обычно спокойно и тихо играют сами с собой, не требуют много внимания, избегают общения с другими детьми и взрослыми, их сложно вовлечь в подвижные и шумные игры. Родителям часто удобно такое поведение малыша – он не доставляет им особых забот. Но когда приходит время необщительному ребенку отправляться в детский сад, начинаются проблемы.
Замкнутому ребенку сложно адаптироваться в дошкольном учреждении. Он не решается задать простой вопрос, попросить воспитателя о самых необходимых вещах, например сказать, что ему нужно в туалет. На занятии, не расслышав задания, он боится переспросить. Из-за этого справляется с ним неправильно и неумело, что приводит к насмешкам со стороны других детей. Ответы на вопросы у замкнутого ребенка тихие и невнятные. Настоящим кошмаром для него становятся утренники и другие детские мероприятия.
Если вовремя не помочь ребенку избавиться от замкнутости, его ожидает незавидное положение в группе среди сверстников. Ребенок, не умеющий активно контактировать с окружающими, окажется в изоляции. С замкнутым малышом в лучшем случае не будут пытаться общаться и играть, в худшем – начнут обижать, дразнить, толкать, забирать игрушки и другие вещи.
Некоторые родители, обнаружив, что их чадо активно противится походам в детский сад, плачет, закатывает истерики, решают, что ребенок относится к категории «несадовских детей», и смиряются с этим. Однако такое же поведение ребенок продемонстрирует, когда пойдет в школу. Сложности с адаптацией в обществе негативно отразятся на жизни, даже когда ребенок вырастет. Если упустить время, не предпринимать никаких мер, пока малыш еще дошкольник, замкнутый ребенок останется неуверенным в себе на многие годы.
Необщительному ребенку легче оставаться в одиночестве, в своем тесном мирке, что отрицательно влияет на его социализацию. У него происходит подавление потребности в эмоциональных контактах, в результате замкнутости может развиться серьезный комплекс неполноценности. Даже во взрослом возрасте закрытому человеку с огромным трудом удается реализоваться как личности: научиться общаться, дружить, создать семью, построить карьеру, найти свое призвание и т. д.
к содержанию ^
По мнению психологов, замкнутость у ребенка начинает формироваться после достижения им одного года. Обычно такие маленькие дети сильно привязаны к маме, на ее отсутствие реагируют весьма болезненно: плачем, криком. Они не отпускают от себя родителей надолго, к незнакомым людям относятся с опасением и отказываются контактировать с ними. С годами у ребенка проявляются и другие признаки закрытости:
Подобная модель поведения свойственна и слишком застенчивым детям. Однако застенчивость и замкнутость являются двумя совершенно разными состояниями. Застенчивый ребенок дошкольного возраста стремится к общению, переживает, что ему мешает собственная стеснительность. Закрытый ребенок не нуждается в общении совершенно. В первом случае ребенку необходимо помочь справиться с застенчивостью, во втором – найти правильный подход, чтобы ребенок захотел общаться.
к содержанию ^
Детская замкнутость – сложное состояние, основанное на особенностях личности, издержках воспитания и других причинах. Психологи считают, что для изменения поведения закрытого ребенка необходимо устранить истинный мотив, вызывающий нежелание идти на контакт. Чем бывает вызвана замкнутость малышей?
Причин может быть несколько:
Выяснить, в чем заключается первопричина замкнутости маленького ребенка, очень сложно. Дети в раннем возрасте еще не понимают, почему ведут себя так или иначе. Однако и родители, постоянно находясь рядом с ребенком, не всегда могут понять, что послужило причиной закрытости. Когда причина не очевидна, не получается разобраться самостоятельно, желательно посетить детского психолога. Специалист проведет беседу с ребенком, выявит, действительно ли это замкнутость, а не застенчивость, уточнит ее степень, даст рекомендации, как скорректировать поведение малыша.
Работу с замкнутым ребенком проводят в трех направлениях:
Выполнить первый и второй пункты способны сами родители, пусть и при участии психолога. Чтобы решить последнюю задачу, необходимо привлечь воспитателей в дошкольном учреждении. Однако учтите, что не во всех детских садах есть грамотные специалисты. При желании вы можете перевести своего ребенка в другую группу или даже садик, где осуществляется индивидуальный подход к детям и применяются более прогрессивные методы воспитания.
к содержанию ^
Дети дошкольного возраста очень чувствительны и ранимы. Требуется большая осторожность и тактичность, чтобы общаться с ними, обучать их. Не подавляйте ребенка сильным психологическим и тактильным воздействием: не следует пристально смотреть ему в глаза, тормошить или трясти, чтобы он вышел из задумчивого состояния.
Создайте для ребенка тихую, уютную, спокойную обстановку, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. К примеру, когда разговариваете с ним, возьмите его за руку, посадите на колени, погладьте по голове. Найдите время, чтобы понаблюдать за малышом: чем обычно занимается, какие игры любит. Не старайтесь вовлечь ребенка в незнакомое для него занятие. Вносите разнообразие в игры постепенно, показывайте, как интересно играть вместе, а не в одиночестве, делитесь с малышом собственной радостью.
Вы можете заметить первые успехи через довольно короткий промежуток времени. Но не стоит обольщаться и расслабляться. Вы лишь немного пробили барьер замкнутости, дальше вас ждет длительная и кропотливая работа, без ощутимых результатов. После налаживания контактов с близкими людьми ребенку предстоит долго адаптироваться к окружающему миру. Попытки ускорить этот процесс могут дать обратный эффект.
к содержанию ^
Чтобы не усугубить ситуацию с детской замкнутостью, а, наоборот, избавиться от этой проблемы, прислушайтесь к советам психологов: