Как помочь замкнутому ребенку дошкольного возраста - Центр творческого развития "Азбука успеха"
Бесплатное
посещение

Как помочь замкнутому ребенку дошкольного возраста

Принято считать, что дети очень открытые и легко идут на контакт. Но родители некоторых малышей не согласятся с этим утверждением. Что делать, если ребенок дошкольного возраста замкнут и не желает общаться с другими детьми? Как помочь маленькому человечку социализироваться?

Замкнутые дети дошкольного возраста обычно спокойно и тихо играют сами с собой, не требуют много внимания, избегают общения с другими детьми и взрослыми, их сложно вовлечь в подвижные и шумные игры. Родителям часто удобно такое поведение малыша – он не доставляет им особых забот. Но когда приходит время необщительному ребенку отправляться в детский сад, начинаются проблемы.

Как помочь замкнутому ребенку дошкольного возраста

Замкнутому ребенку сложно адаптироваться в дошкольном учреждении. Он не решается задать простой вопрос, попросить воспитателя о самых необходимых вещах, например сказать, что ему нужно в туалет. На занятии, не расслышав задания, он боится переспросить. Из-за этого справляется с ним неправильно и неумело, что приводит к насмешкам со стороны других детей. Ответы на вопросы у замкнутого ребенка тихие и невнятные. Настоящим кошмаром для него становятся утренники и другие детские мероприятия.

Если вовремя не помочь ребенку избавиться от замкнутости, его ожидает незавидное положение в группе среди сверстников. Ребенок, не умеющий активно контактировать с окружающими, окажется в изоляции. С замкнутым малышом в лучшем случае не будут пытаться общаться и играть, в худшем – начнут обижать, дразнить, толкать, забирать игрушки и другие вещи.

Как помочь маленькому человечку социализироваться?

Некоторые родители, обнаружив, что их чадо активно противится походам в детский сад, плачет, закатывает истерики, решают, что ребенок относится к категории «несадовских детей», и смиряются с этим. Однако такое же поведение ребенок продемонстрирует, когда пойдет в школу. Сложности с адаптацией в обществе негативно отразятся на жизни, даже когда ребенок вырастет. Если упустить время, не предпринимать никаких мер, пока малыш еще дошкольник, замкнутый ребенок останется неуверенным в себе на многие годы.

Необщительному ребенку легче оставаться в одиночестве, в своем тесном мирке, что отрицательно влияет на его социализацию. У него происходит подавление потребности в эмоциональных контактах, в результате замкнутости может развиться серьезный комплекс неполноценности. Даже во взрослом возрасте закрытому человеку с огромным трудом удается реализоваться как личности: научиться общаться, дружить, создать семью, построить карьеру, найти свое призвание и т. д.
к содержанию ^

Признаки замкнутости ребенка дошкольного возраста

По мнению психологов, замкнутость у ребенка начинает формироваться после достижения им одного года. Обычно такие маленькие дети сильно привязаны к маме, на ее отсутствие реагируют весьма болезненно: плачем, криком. Они не отпускают от себя родителей надолго, к незнакомым людям относятся с опасением и отказываются контактировать с ними. С годами у ребенка проявляются и другие признаки закрытости:

  • Сложно влиться в компанию сверстников: предпочитает играть в одиночестве, будь то садик или детская площадка.
  • Чаще всего молчит, обращается к кому-либо тихо и неуверенно.
  • Скрывает собственные рассуждения, соглашается с большинством.
  • Мало с кем дружит, или у него совсем нет друзей.
  • Избегает посещения кружков, детских секций, мероприятий, где необходима коммуникация.
  • Обычно прячет руки за спиной, в карманах, не использует живую жестикуляцию.
  • Старается меньше разговаривать с кем-либо, любит отвечать фразой «Я не знаю».
Справка. По словам врачей, у замкнутых детей в дошкольном возрасте отмечаются психосоматические симптомы, выражающиеся в частом поверхностном дыхании, болях в животе, резких перепадах настроения, беспокойстве, тревоге.

Подобная модель поведения свойственна и слишком застенчивым детям. Однако застенчивость и замкнутость являются двумя совершенно разными состояниями. Застенчивый ребенок дошкольного возраста стремится к общению, переживает, что ему мешает собственная стеснительность. Закрытый ребенок не нуждается в общении совершенно. В первом случае ребенку необходимо помочь справиться с застенчивостью, во втором – найти правильный подход, чтобы ребенок захотел общаться.
к содержанию ^

Причины детской замкнутости

Причины детской замкнутости

Детская замкнутость – сложное состояние, основанное на особенностях личности, издержках воспитания и других причинах. Психологи считают, что для изменения поведения закрытого ребенка необходимо устранить истинный мотив, вызывающий нежелание идти на контакт. Чем бывает вызвана замкнутость малышей?

Причин может быть несколько:

  1. У ребенка имеется тяжелое заболевание, из-за которого он считает себя другим, не таким, как все остальные.
  2. Ребенок воспитывается в строгости. Закрытость может возникнуть при завышенных требованиях родителей, постоянной критике поступков, недовольстве поведением, наказаниях. У ребенка развивается ощущение собственной неправильности, ненужности, он использует отстраненность как средство защиты от окружающего негатива.
  3. Очень часто замкнутыми становятся дети-дошкольники, обладающие очень развитым интеллектом.
  4. Дети, интроверты по природе, с рождения немного замкнуты. Это особенность их темперамента, коррекция здесь бессильна. Но при этом такие малыши тянутся контактировать с другими детьми и взрослыми, умеют общаться. Сдержанность, мечтательность, погруженность во внутренний мир – просто черты их характера.
  5. Ребенок перенес сильный стресс. Психологическая травма, полученная в результате шокирующего детскую психику обстоятельства, может привести к закрытости. Это случается, когда ребенок пережил развод родителей, потерю близкого члена семьи, при нем часто скандалят родители или другие родственники.

Выяснить, в чем заключается первопричина замкнутости маленького ребенка, очень сложно. Дети в раннем возрасте еще не понимают, почему ведут себя так или иначе. Однако и родители, постоянно находясь рядом с ребенком, не всегда могут понять, что послужило причиной закрытости. Когда причина не очевидна, не получается разобраться самостоятельно, желательно посетить детского психолога. Специалист проведет беседу с ребенком, выявит, действительно ли это замкнутость, а не застенчивость, уточнит ее степень, даст рекомендации, как скорректировать поведение малыша.

Важно. Помочь необщительному ребенку раскрыться – задача не из легких. Одни дошколята практически сразу идут на контакт, занятия с другими требуют большого терпения и длительного времени.

к содержанию ^

Коррекция замкнутости у дошкольника

Работу с замкнутым ребенком проводят в трех направлениях:

  • Устраняют причины, вызвавшие состояние закрытости.
  • Мотивируют ребенка на контакт с другими детьми и взрослыми.
  • Стабилизируют и уравновешивают отношения между детьми в коллективе. Для этого помогают необщительному малышу не только начать взаимодействовать со сверстниками, но и избавиться от ярлыка изгоя.

Выполнить первый и второй пункты способны сами родители, пусть и при участии психолога. Чтобы решить последнюю задачу, необходимо привлечь воспитателей в дошкольном учреждении. Однако учтите, что не во всех детских садах есть грамотные специалисты. При желании вы можете перевести своего ребенка в другую группу или даже садик, где осуществляется индивидуальный подход к детям и применяются более прогрессивные методы воспитания.
к содержанию ^

Что делать родителям?

Дети дошкольного возраста очень чувствительны и ранимы. Требуется большая осторожность и тактичность, чтобы общаться с ними, обучать их. Не подавляйте ребенка сильным психологическим и тактильным воздействием: не следует пристально смотреть ему в глаза, тормошить или трясти, чтобы он вышел из задумчивого состояния.

Что делать родителям с замкнутым ребенком?

Важно. Если у ребенка уже был отрицательный опыт общения, вовлекайте его в неприятную или сложную для него ситуацию так, чтобы он не понял, что вы делаете это намеренно. Откажитесь от настойчивости, не заставляйте ребенка против желания идти на контакт. От замкнутости не избавиться моментально.

Создайте для ребенка тихую, уютную, спокойную обстановку, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. К примеру, когда разговариваете с ним, возьмите его за руку, посадите на колени, погладьте по голове. Найдите время, чтобы понаблюдать за малышом: чем обычно занимается, какие игры любит. Не старайтесь вовлечь ребенка в незнакомое для него занятие. Вносите разнообразие в игры постепенно, показывайте, как интересно играть вместе, а не в одиночестве, делитесь с малышом собственной радостью.

Вы можете заметить первые успехи через довольно короткий промежуток времени. Но не стоит обольщаться и расслабляться. Вы лишь немного пробили барьер замкнутости, дальше вас ждет длительная и кропотливая работа, без ощутимых результатов. После налаживания контактов с близкими людьми ребенку предстоит долго адаптироваться к окружающему миру. Попытки ускорить этот процесс могут дать обратный эффект.
к содержанию ^

Психологи рекомендуют

Советы психологов по работе с замкнутыми детьми

Чтобы не усугубить ситуацию с детской замкнутостью, а, наоборот, избавиться от этой проблемы, прислушайтесь к советам психологов:

  • Закрытым дошколятам на пользу пойдут игры с тактильным контактом, например хоровод, «паровозик».
  • При внешних отличиях вашего ребенка от окружающих детей найдите вариант корректировки этих особенностей. Неуклюжий или заикающийся малыш считает себя хуже сверстников.
  • Не заставляйте ребенка общаться с посторонними людьми, ориентируйтесь на его реакцию. Позвольте дошкольнику отказаться от игры с ребятами и побыть в сторонке.
  • Как можно чаще зовите в гости родственников или друзей. Собственным примером покажите ребенку, что для людей очень важно общение, оно приносит приятные эмоции, например радость, удивление, восторг и т. д.
  • Найдите темы, интересные ребенку. Их обсуждение поможет проявить интерес к общению с другими детьми. Запишите малыша на соответствующие занятия или кружки. Встретив сверстников, увлекающихся тем же, что и он, ребенок начнет воспринимать их как друзей.
  • Учите дошколенка, что эмоции можно выражать словами. Научите его правильно знакомиться: здороваться, представляться, немного рассказывать о себе и прощаться. Сначала ребенок может осваивать навыки дружеского общения, экспериментируя с игрушками.
  • Если у вас в гостях взрослые с детьми, не предоставляйте детям развлекаться самостоятельно. Увлеките обе компании совместными занятиями, например отгадыванием загадок, настольными играми и т. д.
  • Находясь в незнакомом для ребенка месте, держите малыша за руку, дайте понять, что не отойдете от него. Так он будет чувствовать себя в безопасности.
  • Закрытые дети легче находят общий язык с детьми, старше или младше их по возрасту. Дружба с ребятами другого возраста – хорошая тренировка перед общением со сверстниками.
  • Чтением сказок и просмотром мультфильмов, основная мысль которых – дружба, совместные занятия, дайте ребенку понять, что он тоже часть коллектива.
  • Помните, что необщительных детей быстро утомляет активное времяпрепровождение. Дозируйте общение ребенка с другими детьми, позвольте ему постепенно привыкать к компании.
  • Специально провоцируйте обстоятельства, когда у ребенка появится необходимость первым обратиться ко взрослому. К примеру, на его просьбу купить новую игрушку предложите ему самому подойти к продавцу в магазине и попросить показать нужную вещь. Если ребенок не в силах сделать подобный шаг, не заставляйте его. Повторите эксперимент через несколько дней, месяц. Желание получить игрушку постепенно вытеснит застенчивость.
  • При походе в музей, театр зовите с собой детей своих знакомых. Просмотр представления или экскурсия – хороший повод обсудить их всем вместе.
И последний совет: как только ваш малыш научится справляться с замкнутостью, ограничьте свое участие до минимума. Дайте ребенку возможность действовать самостоятельно.
Любовь Дворянова
Любовь Дворянова
Любовь Вячеславовна Дворянова. В 1998 г. закончила факультет психологии ПГПУ. Психолог, детский, семейный психолог. Имеет богатый опыт работы с трудностями в детско-родительских отношениях, специалист по работе с семейными проблемами. Ведет консультативный прием семей с самым широким спектром трудностей, тематические встречи для родителей в рамках "Родительского клуба" в нашем центре, работает с детьми. Мама троих дочек, 18,16 и 6 лет.
Задать вопрос